Идеальный закон. Можно ли создать идеальный закон. аргументы за и против Критерии оценивания сочинения

Можно ли создать идеальный закон?
нельзя - закон это в любом случае принуждение,
нельзя потому что любой закон будет нарушать чью то свободу
пример: Отметим, что и великие революции прошлого, вдохновленные демократической идеей в конечном счете заканчивались диктатурами:
якобинская диктатура и империя Наполеона во Франции;
диктатура Кромвеля в Англии;
диктатура большевиков в России;
один из первых документов Великой французской революции - Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) - провозглашал право человека на свободу, на собственность и на сопротивление насилию. Однако на практике идею "общей воли" Руссо знаменитый якобинец М. Робеспьер и его сторонники использовали для оправдания массового террора. Главным средством утверждения "общей воли" стала гильотина.
Еще в Древней Греции заметили, что создать идеальный закон невозможно, как написал Катон: «Нет такого закона, который удовлетворял бы всех». Но, несмотря на это, человечество вот уже несколько тысячелетий с различным успехом принимает все новые и новые законы в стремлении улучшить жизнь общества, пополнить казну, защитить слабых и т. д.
Нет такого закона, который предусматривал бы все обстоятельства того или иного случая,
1) суд при рассмотрении дела опирается только на показания свидетелей и доказательства, которые предоставлены обеими сторонами
2) суд не присутствует на месте преступления.
Поэтому, нет такого закона, который предусматривал бы все обстоятельства того или иного случая.
2. Чиновникам невыгоден идеальный закон,
1) у чиновников «связаны руки» (ограничение полномочий, меньший доступ к ресурсам и т.д)
2) чиновники всё равно будут нарушать закон, так как чиновники захотят иметь больше полномочий, больший доступ к ресурсам и т. д.).
Значит, чиновникам невыгоден идеальный закон.
Таким образом нельзя создать идеальный закон.
было бы замечательно, если бы наши законодатели составляли идеальные законы, которые учитывали бы все нюансы и предвидели бы все возможные изменения экономических условий. Но это просто невозможно. Более того, нельзя для любого законопроекта приобрести иное пространство его будущего применения, чем реально существующее
Можно если закон вместе с ответственностью дает человеку и свободу.
В определенной мере «идеальными» исследователи называют разрабатываемые законопроекты, в котором отражены все наиболее современные и эффективные теоретические наработки, который содержит ответы на те многочисленные вопросы, которые уже возникают в правоприменительной практике
Одним из новых и довольно эффективных методов в процедуре законопроектов стало общественное обсуждение. Это позволяет привлечь к обсуждению не только узких специалистов и экспертов из разных областей, но и предоставить возможность высказаться довольно широкому кругу лиц. Учитывается мнение каждого, замечания и поправки доводятся до наиболее точного содержания и удачной формы, идеального закона

Вопрос сформулирован очень расплывчато. О каких законах идет речь? Например, Периодический закон (Периодическая таблица элементов им. Д. И. Менделеева) - это идеальный закон? Он верен. Он всегда справедлив. У него нет оппонентов... . Если взять закон Всемирного тяготения - он, наверное, не идеален. Многих угнетает сила тяжести.

Таким образом, приходим к первому выводу: что бы ответить на поставленный вопрос - необходимо ввести критерии. Какой закон можно считать идеальным? Возможные варианты:

Закон, который полностью решает возникшую проблемму

Закон, который примет все общество без исключения (примет, здесь означает, признает справедливым и будет выполнять) .

Закон, который понравится всем

Возможны еще варианты? Возможны. Но, сразу видно, что приведенным критериям сложно полностью соответствовать. Человеческое общество настолько велико и разнообразно, что всегда найдутся по крайней мере отдельные исключения, люди недовольные законом, не желающие его исполнять, уклоняющиеся от действия закона... . Таким образом, похоже, мы опять подошли не с той стороны.

Попробуем такой подход. Немного упрощенный для простоты изложения. Законы издает правитель. Если принять эту точку зрения, то идеальный закон - это тот закон, который решает проблему правителя самым рациональным образом, и которым доволен правитель. Против такого определения сложно возразить. Что, до того, что многим закон может не понравиться - закон принимают для исполнения, а не для удовольствия. Если с принятием закона проблема решена и правитель доволен - закон можно считать идеальным. По крайней мере пока правитель доволен и проблема решена.

Большинство людей, в своей оценке работы организации исходят из эгоцентричных критериев. Какой магазин нам нравится? Где дешево и вежливые продавцы. И кто нибудь думает, какой магазин нравится продавцам? Какая школа нам нравится - где опытные и внимательные учителя. И кто нибудь думает какая школа нравится учителям? Клиент всегда прав! В случае с законом - у закона единственный клиент - правитель. Так что, я полагаю ответ на вопрос: "Какой закон можно считать идеальным?" - простой. Идеальным можно считать закон, который считает идеальным правитель общества, для которого принимается данный закон. Возможен такой идеальный закон? Думаю. что возможен! По той простой причине, что правители на то и существуют, что бы решать проблемы управления. И поскольку человеческое общество существует уже продолжительное время - значит правители решают проблемы управления, решают именно путем принятия законов. Не всегда идеальных, но зачастую идеальных на определенном историческом отрезке.

Человек - власть - закон

Закон и порядок. Давайте проанализируем систему власти в современном мире. Соотношение принудительных мер и закона. Подумаем, как можно поступить в различных ситуациях. Вершины треугольника: властная структура, человек, страх. Попробуем кратко охарактеризовать треугольник современной власти в мире:

В основе большинства правовых систем - страх наказания. Страх является первой вершиной треугольника.

Страх - отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым его ценностям (идеалам, целям, принципам и т. д.). Он заставляет человека соблюдать законы и предписания. Такова политическая система. Так сложилось исторически. Следующей «вершиной» является властная структура или лидер. Структура - это внутренняя организация целостной системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих его компонентов.

На основе этой структуры реализуются правила поведения - право. Право является способом закрепления власти, его видимым выражением. Последней вершиной является человек как основа приложения сил правовой системы. Идея моего исследования состоит в том, что необходимо стараться соотносить принудительные меры (т. е силу власти) и осознанное стремление человека к соблюдению законов.

Продолжая нашу аналогию, можно создать некую модель, где главенство права осуществляется не за счет государственного принуждения, а за счет самого факта существования права как основы осознанного выбора гражданина.

Это соблюдение закона вследствие самого факта существования закона, также это высокий уровень правосознания.

Правовое сознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой совокупность взглядов, идей, концепций, оценок, чувств, эмоций людей в отношении всей юридической действи-тельности.

Опять же возникает некая моральная коллизия: если гражданин подчиняется закону, то ему необходимы гарантии соответствия этого закона правде!

Однако, правда, в данном случае - достаточно сложное понятие, скорее субъективное, чем конкретно описательное!

Если человек соблюдает закон - это уже само по себе совершенная ситуация, скорее близкая к идеалу.
Я имею в виду, что идеальность здесь подчеркивается скорее всего не самим фактом соблюдения закона, а фактом всеобщности его соблюдения. Каждый гражданин соблюдает закон, так как это просто закон потому что так надо!

Для получения идеальной ситуации необходимо создать идеальные законы.

Человек соблюдает закон, потому что он соответствует его пониманию закона как гаранта справедливости. У гражданина не возникает желание нарушить этот закон, так как он полностью согласен с его содержанием.
Из вышесказанного вытекает следующая проблема - проблема создания идеальных законов. Реально ли это?
Тысячи лет развивается наука юриспруденции, тысячи попыток предпринимаются для создания идеальных правил, идеальных законов. И что в результате? Всегда находятся недовольные!
Недовольные этим законом, этими правилами.

Конкретизируем данную проблему: проблему создания такой техники написания закона, которая помогла бы приблизить его к идеалу. Историческая действительность показывает, что достигнуть идеала вряд ли возможно, но данная работа, конечно, постоянно ведется!
Еще более конкретизируем проблематику: необходимо создавать стимулы, побуждающие соблюдать законы (в больше степени) не из страха, а из моральных убеждений.
Проблема не совершенности закона.
Проблема в том, что гражданин видит изъяны закона и не спешит его исполнять. Появился в нашем последовательном рассуждении новый элемент - человек!
Человек и есть основа законных правоотношений! Почему человек не хочет соблюдать закон, просто исходя из того, что это закон?
Возможно, потому что он не приучен к мысли, что необходимо соблюдать закон!
Выходим на новый этап понимания проблемы - проблема правосознания.
Человек не привык соблюдать закон!
Если попробовать зайти с другой стороны, то можно увидеть проблему авторитета государственных органов.
Т.е. человек не соблюдает закон не только по причине его неидеальности, но и потому, что не верит государственной власти.
Проблема доверия, доверия закону, доверия власти.
Это скорее всего мешает нам создать гражданское общество. Общество, соблюдающее закон! Несколько элементов этой проблемы или, скорее, несколько направлений, над которыми необходимо работать. В сфере законодательства необходимо стремиться к идеальности закона! Надо повышать рейтинг власти. Делать так, чтобы она вызывала большее доверие у населения! Кроме того, нужно стремиться вводить систему воспитания правосознания. Необходим комплексный подход к решению проблемы. Попробуем разобрать практический аспект решения данной проблемы. Повышение у гражданина правосознания. В школах необходимо вводить уроки права. Право должно стать понятным и доступным каждому человеку.
Если человеку с самого раннего возраста объясняют, что такое закон, подробно объясняют, как защитить свои права, минимум, к чему это может привести, - более расширенное правосознание. Оно позволит пользоваться своими гражданскими правами во многих ситуациях.
Это уже значительный шаг - шаг к большему доверию к закону!
Работа в сфере власти.
Работники власти должны отражать некий идеал, на который необходимо равняться. У человека не должно быть недоверия к тому, кому он подчиняется. Как этого достичь: корпоративная культура.
Необходимо постараться привить ответственность работникам гос. организаций, порядочность, понимание, что именно они соотносятся с государством, являются его лицом представителями?

Работа в сфере закона.

Предложить что-то новое в этой отрасли достаточно сложно. Законы развиваются на протяжении множества тысячелетий.

Не исключено, что какой-то качественный перевес в данной сфере будет возможен при использовании современных технологий, технологий статистической обработки информации.
Автоматизация также, вероятно, позволит провести качественные изменения как в сфере создания законов, так и в сфере их практического применения. Статья показывает комплексность решения данной проблемы. Но это возможно только в рамках государства или международных программ.

При этом необходимо постараться избежать правового идеализма.

Правовой идеализм - это неоправданное и необоснованное преувеличение возможностей права, к нему приписываются то, что оно не в состоянии дать обществу.
Также, необходимо вводить в действие федеральный проект, рассчитанный на годы…

Не просто проект. Для полной эффективности необходимы взаимодействия не только внутри одной конкретной страны, но и между государствами.
Для чего это нужно?

Попробуем создать образ будущего, где эта идея нашла свое применение и с успехом реализуется.

Законы, приближенные к идеалу.
Люди, соблюдающие их не из-за страха.
Это общество спокойствия, где нет социальных напряжений, все вопросы решаются на основе закона. Власть будет стараться оправдывать ответственность, которую на нее возлагают. Осознавать эту ответственность.

Возможна ли реализация этой идеи? Вопрос, остающийся открытым, но это мечта, ради которой стоит жить. По факту, мировое сообщество движется именно в этом направлении. Возможно, мы придем к этому состоянию, время покажет…

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8–11-Х КЛАССОВ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок проведения Московского конкурса эссе «Возможен ли идеальный закон?» (далее – Конкурс) в рамках городского проекта «Финансово-экономическая грамотность», условия участия и состав организационного комитета Конкурса (далее – Оргкомитет).

1.2. Организатором Конкурса является ГБОУ Городской методический центр Департамента образования города Москвы.

1.3. Информационно-технологическое и методическое сопровождение Конкурса осуществляет ГБОУ Городской методический центр Департамента образования города Москвы на сайте .

1.4. Цели проведения Конкурса: привлечение внимания участников образовательных отношений к правовому просвещению; раскрытие творческого потенциала московских школьников; стимулирование их к выполнению заданий учебно-исследовательского характера; формирование у обучающихся познавательного интереса к предметным областям «Общественно-научные предметы» и «Общественные науки».

1.5. Задачи Конкурса:

  • выявление и поддержка обучающихся, готовых к саморазвитию и целенаправленной познавательной деятельности, формирование способности ставить цели и строить жизненные планы;
  • повышение уровня правосознания и правовой культуры обучающихся;
  • воспитание уважительного отношения к закону;
  • формирование сознательного отношения к непрерывному образованию как к условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

2. Организационный комитет и жюри

2.1. Для проведения Конкурса создается Оргкомитет Конкурса, задачами которого являются:

  • обеспечение проведения Конкурса в соответствии с настоящим Положением;
  • создание равных условий для всех участников;
  • формирование состава жюри Конкурса;
  • разработка критериев оценки конкурсных работ участников.

2.2. В задачи жюри Конкурса входят:

  • проверка конкурсных работ участников Конкурса;
  • присвоение баллов за выполненные задания в соответствии с критериями оценки конкурсных работ;
  • определение победителей и призёров по итогам Конкурса.

2.3. Состав Оргкомитета Конкурса:

  • Лебедева М. В. – председатель Организационного комитета, директор Городского методического центра Департамента образования города Москвы;
  • Кузнецова Е. В. – заместитель директора Городского методического центра Департамента образования города Москвы;
  • Бородин М. В. – заместитель директора Городского методического центра Департамента образования города Москвы.

3. Сроки и порядок проведения Конкурса

  • 21 ноября 2016 года – 21 января 2017 года – приём конкурсных работ и регистрация участников;
  • 22 января 2017 года – 3 февраля 2017 года – оценивание работ членами жюри;
  • 6 февраля 2017 года – подведение итогов Конкурса.

3.2. Конкурс проводится в заочной форме.

3.3. Конкурсная работа должна представлять собой мини-сочинение-рассуждение.

3.4. Сочинение пишется каждым участником индивидуально в соответствии с критериями. Работа должна быть набрана на компьютере в текстовом редакторе, совместимом с Word, и сохранена в формате PDF объёмом не более 2 Мб.

3.5. Сохранённый файл участники загружают в информационную систему Конкурса на сайте и заполняют регистрационную форму на странице сайта.

4. Условия участия в Конкурсе

4.1. В Конкурсе могут принять участие учащиеся 8–11-х классов образовательных организаций города Москвы.

4.2. Участие в Конкурсе организовано на бесплатной основе.

4.3. Итоги подводятся по двум отдельным возрастным группам:

  • 8–9 классы;
  • 10–11 классы.

5. Критерии оценивания сочинения

5.1. Сочинение оценивается по следующим критериям:

  • соответствие теме. Обучающийся рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. п.).
  • аргументация, привлечение литературного и (или) нормативно-правового материала. Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный и нормативно-правовой материал (художественные произведения, публицистика, научные труды, нормативные правовые акты) для построения рассуждения на предложенную тему и аргументации своей позиции. Обучающийся строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного литературного и (или) нормативно-правового источника, избирая свой путь использования материала. При этом он может показать разный уровень осмысления текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет и т. п.) до комплексного анализа материала в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы;
  • композиция и логика рассуждения. Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Обучающийся аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами;
  • качество письменной речи. Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Обучающийся точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов;
  • грамотность. Данный критерий позволяет оценить соответствие речевого оформления сочинения нормам русского языка.

5.2. При выставлении оценки учитывается объём сочинения. Рекомендуемое количество слов – 500, но не менее 200 слов.