Рамки с 2 3 видами застежек. Методика Монтессори: занятия с застежками. Почему ребенку важно приобретать конкретные навыки

Ценностью методики Монтессори является то, что, во-первых, занятия нацелены на самую младшую аудиторию, когда все психические процессы ребенка подвижны и восприимчивы. Во-вторых, используются недорогие доступные подручные материалы. И, в-третьих, упражнения рассчитаны на удовлетворение детского интереса и внимания.

По мнению Монтессори разум ребенка значительно отличается от мышления взрослых. Если взрослые люди приобретают знания с помощью разума, то с раннего детства ребенок обладает абсорбирующим разумом, то есть получает знания посредством естественной психической функции организма. Он просто живет, учась говорить на языке тех людей, у которых воспитывается, а его разум совершает химические процессы. Его сознание формируют впечатления, отпечатываясь в нем. По Монтессори, задача взрослых не столько в обучении, сколько в помощи разуму ребенка в своем развитии, так как в раннем возрасте он имеет значительную созидательную способность, которую надо поддерживать и укреплять.

Занятия по методу Монтессори касаются сенсорных навыков, дидактической работы мозга, развития органов чувств, взаимоотношений в группе и многого другого; но главным в них всегда остается заинтересованность ребенка и его самостоятельный выбор своего занятия.

Важную нишу в занятиях занимают упражнения для развития мелкой моторики: с застежками, бантами, липучками, кнопками, пуговицами и так далее. Эти навыки обязательно будут задействованы в практической реальной жизни. Дидактические игры с этим материалом влияют на развитие координации и мелкой моторики, а также на способность концентрации ребенка. Как только малыш научится застегивать, завязывать, он сразу чувствует себя повзрослевшим, потому что умеет одеваться и обуваться самостоятельно.

Преимущество метода известного врача-педагога Монтессори - в простоте самостоятельного изготовления подручного материала. Это могут быть планшеты, коробки или рамки, где и размещаются всевозможные застежки, завязки, маленькие и большие пуговицы с петлями и т.д. Особое значение придается завязкам и шнуровкам.

Трех-четырех летним детям будет интересно учиться завязывать нескользкие шнуры и банты. Важно, чтобы с двух противоположных сторон ленточки или шнуры были разных цветов. Занятие по обучению проводится по принципу – от простого к сложному. Ребенок повторяет движения пальцев за учителем. Не нужно расстраиваться и мешать малышу, если сначала не будет получаться. По методу Монтессори застежки должны научить ребенка самостоятельно преодолевать свою неловкость.

Многолетние опыты школы Монтессори привели к убеждению, что все, без исключения, дети до трех лет обладают даром «абсорбировать» культуру без дополнительного обучения и усилий. Поэтому надо дать детям возможность спонтанно, с легкостью, впитать и освоить многие другие навыки в обучении чтению и письму, математике и географии, зоологии и ботанике. Обучение достигается ребенком в собственном опыте и в определенной среде.

Рамки с застежками Монтессори устроила так, чтобы малышу было легко и удобно с ними работать. С их помощью дети осваивают разные навыки, которые необходимы при одевании. Освоение происходит не на себе (так как это для них тяжело), а на внешних конструкциях. Вместо рамки можно использовать пяльца. Главное, чтобы ткань с застежками была натянута с провисанием и лежала на поверхности стола.

По методике Монтессори занятия по развитию мелкой моторики включают так же рамки с кнопками и молниями. Эти упражнения помогут детям скорее приобрести независимость и самостоятельность. Работа с молниями может проводиться и с помощью любой одежды, лучше тяжелой и толстой. Она легче держит форму и без рамок. Нужно давать ребенку разную одежду и предметы с разнообразными молниями.

При выполнении простых и последовательных действий в завязывании бантов у детей развивается концентрация и устойчивость внимания, а также воспитывается наблюдательность и бережное отношение к одежде. Добавление дополнительных ленточек дает возможность для обучения плетению косичек.

При выполнении этого задания у малыша развивается зрительно-моторная координация, совершенствуются его движения, он учится запоминать последовательные действия, развивая наблюдательность. Девочки впоследствии научаются ухаживать за своим волосом, заплетать косички. На занятии с ленточным материалом участвуют дети трех лет. Все банты на рамке завязаны. Учитель развязывает их, растягивая за концы, по очереди снизу вверх. Затем просит ребенка повторить действие развязывания.

Завязать бант намного сложнее. Учитель показывает методику завязывания по шагам, образуя из двух концов петли и продевая их в нее по очереди, затягивая в конечном итоге «ушки» посередине ленточек. Работа производится только пальцами. Ребенок может попробовать завязать бант полностью или по частям. Для развития навыка в практической жизни детям дают возможность завязать бант на своей одежде или у другого ребенка.

Это способствует приобретению самостоятельности малыша. Целью своей жизни Мария Монтессори видела свободу, независимость и самостоятельность мысли подрастающего поколения, умеющего принимать собственные решения и отвечать за них, доводя дело до конца.

Если сравнить способности взрослых и детей, то можно увидеть удивительную вещь: то, что достигают дети до трех лет, взрослые могут добиться только к шестидесяти! Уже к трем годам в детях закладывается основа человеческой личности, и тогда они уже нуждаются в специальном обучающем воспитании. Трехлетний ребенок уже достигает успехов сформировавшейся личности.

Не зря Монтессори уделяла такое большое внимание развитию навыков самообслуживания у детей. Она считала, что ребенок, который умеет зашнуровать ботинки, застегнуть и расстегнуть курточку и пришить пуговицу к одежде, приобретает драгоценный опыт ответственности и самостоятельности. Все эти навыки понадобятся и для освоения навыков письменной речи.

Набор рамок для Монтессори-групп 0-3 включает в себя основные, самые простые виды застежек, познакомившись с которыми, малыши получают устойчивые навыки самообслуживания в повседневной жизни. Помимо этого, работа с рамками развивает мелкую моторику, скоординированность обеих рук, способствует развитию зрительно-моторной координации, содействует развитию концентрации и устойчивости внимания.

Фурнитура, используемая в рамках, подбиралась опытным путем. Мы используем дорогие, качественные текстиль и фурнитуру, благодаря чему рамки-застежки служат дольше.

Взяв в руки рамку, малыш видит окошко с веселой мордашкой, которое зовет его: «Открой, посмотри, что-то ждет тебя там, внутри!..» Яркая картинка, открывающаяся взору после преодоления застежки, вызывает желание еще и еще раз взять рамочки и поработать с ними, что весьма радует мамочек и педагогов!

Опыт показал, что для лицевой стороны рамок лучше всего использовать вельвет, на котором незаметна пыль, что немаловажно при активной работе с материалом. Внутренние ткани обязательно сочетаются с фурнитурой, ведь вкус - дело тонкое, и взращивается он с младых ногтей. Рамки приятны на ощупь и радуют глаз.

Размер в закрытом виде: 20х20 см.

В стандартный комплект входит 6 рамок-застежек:

Рамка с молнией

Рамка с липучками

Рамка с кнопками

Рамка с большими пуговицами

Рамка с пряжкой без штырька

Рамка с пряжкой-фастексом

Деревянные рамки разработаны на основе метода Марии Монтессори. На рамках укреплены разные виды застежек: пуговицы всех размеров, кнопки, банты, шнурки для вдевания в дырки и наматывания на петли, застежки из ремешков, липучки, молнии, крючки и булавки. С помощью «Рамок с застежками» дети осваивают и закрепляют навык самостоятельного одевания и обувания, развивают моторику, координацию движений и внимание.

Как это пособие тренирует самоконтроль ребенка?

Осваивая рамку с застежками, малыш учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения, видеть свои ошибки и исправлять их. Заметив, что допущена какая-то неточность, он повторяет это действие снова, и нарушенный порядок восстанавливается. К примеру, если при завязывании банта разные половинки ткани не подходят друг к другу, или пуговица не пролезает в петлю, ребенок самостоятельно подбирает нужный вариант. Такая деятельность способствует развитию самоконтроля.

С какого возраста предлагать ребенку «Рамку с застежками»?

Наиболее восприимчивыми к подобным занятиям можно считать трехлетних детей – именно в этом возрасте активно формируется их взаимодействие с окружающим миром, проявляется стремление к независимости и самостоятельности. Большинство развивающих материалов Монтессори, в том числе и «Рамки с застежками», способствуют развитию самостоятельности ребенка.

Каким образом работа с материалами Монтессори способствует развитию внимания?

«Рамки с застежками» способствуют концентрации внимания. Выполняя всевозможные варианты застежек и завязок, ребенок понимает принцип взаимосвязи пуговиц и петель, кнопок, шнурков, молний; запоминает, что чему соответствует, осваивает детальную последовательность действий.

Почему ребенку важно приобретать конкретные навыки?

Различные пособия и материалы, придуманные Марией Монтессори, представляют собой специально подготовленную среду для ребенка, при помощи которой он постепенно осмысляет окружающий мир, осваивается в нем. Понимать природу вещей и ориентироваться в ней малышу легче всего посредством игры. Осваивая и упорядочивая конкретные элементы, ребенок получает важный опыт достижения цели.

Создавая пособия самостоятельно, я прежде всего преследую цель экономии пространства. В обычной квартире никак не получится создать классическую Монтессори среду. Да, и отдельные пособия порой занимают столько места, что разместить несколько штук в ограниченном пространстве - задача не из легких. Так и с рамками. Их предполагается около 8ми штук с разными застежками. В классических Монтессори материалах каждая рамка по отдельности плюс еще специальная полочка для размещения этих рамок. Мои 8 застежек занимают место 4х книжек на полке. Немаловажное значение имеет и цена. Монтессори материалы вообще довольно дорогие. Далеко не все могут позволить себе закупить все, что важно для ребенка. Рамки с застежками делать несложно, хотя повозиться придется. Уверенно могу сказать, что в данном случае цель оправдывает средства (при чем не денежные).

Рамки с застежками - это пособие для детей в возрасте от 2х до 5ти лет (в зависимости от рамки). Работая с пособием, ребенок учится расстегивать и застегивать застежки (пуговицы, молнии, крючки и т. д.). Кроме того, работа с рамками способствует координации движений, развитию самостоятельности, концентрации внимания, тренировки пальцев рук, подготовки руки к письму, освоению последовательности действий.

За основу рамки я предполагала взять фоторамки. Но, совершенно неожиданно, не очень далеко от дома открылся художественный магазин. И там я обнаружила штуки под названием подрамники. То, что надо! Это просто деревянная рамка, без каких-либо дополнений, стоимостью около 60 рублей. Поскольку не всем повезло как мне, все же напишу про фоторамки. В идеале найти без стекла (они просто дешевле). Но, это редкость. Скорее всего придется покупать обычные и стекло выбрасывать или оставлять для других нужд. Рамка должна быть деревянная и ровная, толщиной не менее 1 см., желательно. Так же нужны мебельные гвозди, самые короткие (не то 8, не то 9мм). Короче их не выпускают. Именно поэтому нужна рамка в 1 см. толщиной, чтобы гвоздь не пробил ее насквозь. Если с толстенькой рамкой возникнут проблемы, отчаиваться не следует. Гвоздики довольно мягкие и тонкие. Если пройдет насквозь рамки, острый конец можно "обкусить" кусачками (у вашего мужа наверняка найдутся). Мебельные гвозди продаются в строительных магазинах. Фоторамки, скорее всего, не потребуют доработки. Мои же подрамники пришлось покрасить.

Дальше нужна одноцветная и довольно плотная ткань, иголки с нитками и сами застежки. Остальное - дело техники. Объединяем все это. Режем и загибаем ткань по размеру рамки, пришиваем застежки, приделываем к рамке гвоздиками. С некоторыми застежками удобнее сначала закрепить ткань, а потом пришивать застежки. Ткань сильно не натягивать, она должна немного провисать в центре рамки, чтобы застежка легко застегивалась. В данном случае следуйте правилу: "Семь раз отмерь, один отрежь". Не сажайте сразу на все гвозди ткань. Сначала слегка закрепите по углам и попробуйте поработать с застежкой. Если требуется сместите ткань, подправьте застежки и т. п. Когда результат вас устроит, уже крепите "намертво". Кстати, даже полностью готовую рамку можно переделать. Правда часть гвоздей при этом "умрет", они не очень то выдерживают многократное использование.

У меня рамки получились двухсторонними. Т. е. на одну рамку 2 застежки с двух сторон. Варианты застежек могут быть разными. Самые простые для младших деток - это липучки и кнопки. Дальше - крючки большие и маленькие, молния, пуговицы большие и маленькие, ленты (завязывать банты), шнуровки. Для старших деток можно сделать застежки ремни и даже булавки. Чтобы повысить интерес ребенка к застежкам, внутрь двухсторонней рамки можно положить плоский сюрприз (картинку, фотографию, пазл, книжку и т. п., что придумается).

Успешных занятий!